В блоге "Мемуарис" сегодня вышел мой мастер класс в рубрике "Оч. Умелые штучки" - рубрике. в которой идет разговор как сделать так, чтобы было красиво и совсем-совсем не дорого.
Я люблю молды и фигурки, которые можно создать с их помощью. В основном покупаю глину белого цвета и делаю базовые фигурки впрок. Пробовала разную глину, но больше всего нравятся фигурки, напоминающие глиняные, обычно это глина, которая застывает на воздухе в течении суток. На внешний вид такие фигурки напоминают отлитые из гипса слепки, имеют определенную хрупкость и четкие детали слепка.
Сегодня я покажу как можно придать винтажный вид таким фигуркам. Обычно для таких целей используют акриловую краску, но акриловая краска создает на поверхности пленочку, которая, на мой взгляд, вносит диссонанс с шероховатой фактурой гипсовых фигурок. Я "винтажу" слепки при помощи пастели) Пастель хорошо ложится на шершавую поверхность гипсовых слепков. Ее особенность в том, что она представляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассеивается в разные стороны, придавая красочному слою бархатистость, пастельную мягкость. При разном освещении тонированная работа будет производить иное впечатление)
Нам понадобится:
- художественная пастель,
- влажные салфетки,
- жесткие кисти, вода,
- канцелярский нож или резак,
- готовые высушенные фигурки.
Пастель - художественный материал, применяемый в графике и живописи. Чаще всего выпускается в виде мелков и карандашей без оправы, имеющих форму круглых или прямоугольных брусков, диаметром 1 см, длиной 9 см. Состоит из цветных пигментов с мелом и связующих элементов. Различные пропорции этих компонентов создают различную твердость и цвет пастели:
- больше мела - цвет более бледный,
- больше связки - пастель более твердая,
- меньше связки - более яркий цвет.
Пастель бывает трех типов: сухая, восковая, масляная. Нам понадобится сухая художественная пастель. Набор из 18 цветов обошелся мне чуть более 100 рублей в обычном канцелярском магазине.
Выбираем нужные цвета. Это могут быть как цвета работы, так и нейтральные - серо-коричневый, сливочный и др.
Резаком или ножом соскребаем пастель. Если стружка получается большими кусками, рубим ее в порошок.
Кистью подмешиваем небольшое количество воды в горку краски. Лучше это делать небольшими каплями, постепенно добавляя воду. По консистенции смесь должна напоминать сметанку. Если переборщили с водой, добавьте стружку с карандаша пастели.
Достаточно жесткой кистью наносим кашицу на фигурку, втирая в рисунок. Делать это надо быстро, но аккуратно, так как от воды гипсовые фигурки могут размягчится и сломаться.
И сразу же стираем краску с выступающих частей рисунка. Старайтесь делать это без сильного нажима. Если нужно убрать излишки в глубоких трещинах, воспользуйтесь кончиком резака, зубочисткой, обмотав их влажной салфеткой. Оставьте фигурки подсохнуть на несколько часов.
Вот и все) Как фигурки, так и их тонировку, я предпочитаю делать "оптом". Если нужно быстро сделать работу, то времени ждать пока высохнет слепок совсем нет - фигурки из глины "базового белого" цвета очень выручают.
Пастель придает им бархатисный вид, цветовые переходы получаются плавными и деликатными. Такие фигурки хорошо смотрятся на работах в стиле "шебби шик "или "винтаж".
Про молды я уже писала довольно большой пост - какую глину использовала, примеры работ, разницу в готовых слепках.
Так как я люблю слепки и довольно часто стала применять их в своих работах, то по возможности уменьшаю стоимость готовых декоративных штучек за счет недорогих материалов, а заодно ищу "источники" материалов в своих краях: иногда просто нет возможности съездить в город или ждать заказ по интернету.
В любимом канцелярском магазине попалась на глаза "пластичная масса" от Врауберг. Чуть больше 100 руб. за довольно приличный кусок затвердевающей на воздухе глины.
В принципе лепить было легко, масса пластичная, яркого белого цвета, с приятным запахом... Но когда я увидела утром загнувшиеся фигурки, чуть со смеху не умерла)))
Стала гадать да вспоминать что к чему... Слепки оставила в молдах чуть подсохнуть, пока делала работу. Вытащились без особых проблем. В этот раз впервые оставила сушить их на коврике для лепки. Штука удобная - плотный белый кусок пластика формата А3, иногда вместо палитры использую с красками. Фигурки разложила и поставила на подоконник под прямые солнечные лучи - я ж хотела чтоб по-быстрому высохли! До этого всегда сушила фигурки на обычных офисных листах, и оставляла на ночь на подоконнике, подальше от батареи. Не выдержали солнечных ванн тапки и загнулись))
Я не лепила больше из этой глины, пока времени не хватает, но обязательно попробую еще раз, чтобы проверить свою теорию... Если при традиционных манипуляциях все будет нормально, то большие температуры противопоказаны при сушке этим штукам.
Спасибо!!! Как раз сегодня пыталась разукрасить лепнину пастелью... сначала сухой ... потом кисточкой мокрой размазывала ... и думаю... а так делают ...? Делают!!! Спасибо, очень своевременно!
ОтветитьУдалитьделают)) и получается довольно прилично))
УдалитьКак всегда, бесподобно! спасибо за МК)
ОтветитьУдалитьСпасибо! очень подробно и понятно!
ОтветитьУдалитьSpasibo za MK! Toze toniruy pastelie ili akvarliy+akril, svoi figyrki delay iz Jovi glini, otsen nravitsia, drugie vse lomaiytsia bistro i ploxo vitaskivaytsia, syshy na vozxyde pri obitsnoi komnatnoi temperatyri, nekotori vitaskivay srazy a vot azyrnie i balerinky syshy v forme.
ОтветитьУдалитьда, к сожалению не все молды подходят под глины. Каждый раз пробую. Если плоские, ровные молды, то почти все можно вытащить нормально, а вот резные уголки, окошко только фимо запекаемая. ни фига не вытащишь, чтобы не сломать(
Удалитьочень интересный МК!спасибо)Ань,а вот сами фигурки как делаешь..ровно выкладываешь в молд,а за края глина не заходит?
ОтветитьУдалитьда, Лен, ровно-ровно в молд закладываю. края убираю сразу, а сверху еще и прикатываю карандашом, чтобы срез был ровный. Если это затвердевающие на воздухе глины, то фигурки могут легко сломаться, если неровно приклеивать и нажать...
УдалитьОй, Ань, ая всё достану фигурку "часовой механизм" посмотрю, уберу... белый, не подходит. Теперь попробую затонировать.
ОтветитьУдалитьвот теперь знаешь как "подогнать" под себя)
УдалитьАнна, большое спасибо за очень нужный мастер-класс! Я тоже любитель молдов и фигурок из глины. И из пластичной массы от Брауберг тоже делала. Как только не сушила - и в молдах оставляла, и замораживала - все-равно их все повело и сильно. Не понравилась она мне! Хотя сперва была довольна так, нашла недорогой и хороший вариант)))))))
ОтветитьУдалитьТатьяна, рада ,что пригодился)
УдалитьСпасибо, что поделились про глину) значит зря я грешу на солнышко и коврик...
Спасибо большое за МК. Только вот вопрос: "Винтажите" не гипс, Я правильно поняла? А конкретно с гипсом ничего не случится, если его водичкой так покрасить? А то у меня только гипсовые фигурки, побаиваюсь я как-то им водные процедуры устраивать.
ОтветитьУдалитьпожалуйста) про гипс. я не пользуюсь гипсом, только глинами. В данном случае глины самозатвердевающие, очень-очень похожие на гипс и внешне и думаю по свойствам. красить нужно осторожно, быстро и разводить пастель густовато,чтобы получилась паста. и стирать тоже аккуратно, но все получается как видите)
УдалитьМогу только посоветовать гипс покрыть акрилом, в нем не так много воды, но обязательно оставить на пару часов просохнуть. Все равно гипс какую-то часть воды в себя заберет и чуть намокнет. удачи)
Спасибо. Всегда фигурки покрываю акрилом, для большей прочности.
УдалитьСпасибо за МК! Оживила лепнинку отлично! Надо попробовать)
ОтветитьУдалитьАнна, я уже испробовала на деле )))) вот здесь http://moirucodelmir.blogspot.com/2015/06/blog-post_16.html
ОтветитьУдалить