воскресенье, 5 августа 2018 г.

История одного мишки

Пост не запланированный, скорее потребность души.

Второй год занимаюсь  с детьми куклами, изучаем и исторические эпохи, и народные славянские куклы без иглы и ножниц, примитивы, разрабатываем небольшие интерьерные композиции и детали для кукольных домиков. И, конечно, я обращаю внимание на информацию по мастерам кукольникам, выставкам, различным мастер классам, подписана на много групп в соцсетях. Вчера попался рассказ про одну авторскую, совершенно потрясающую, композицию. 

Даже если вы не "играете в куклы" и просто не интересуетесь этим направлением творчества - прочтите. Дело даже не в самих куклах, которые выполнены искусно и тонко, дело в смысле, который автор вложила в свою работу...


ЯНА СОЛОВЬЁВА

Куклами Яна Соловьева увлекалась с детства. Как многие девочки, она играла в куклы, лепила их из пластилина, наряжала и украшала. Яна признается, что долго не могла перестать играть в куклы, и до 14 лет они были ее любимыми игрушками. Но тогда в детстве девочка еще не думала о кукольном мастерстве, и ее первая профессия далека от этого искусства.

По первому образованию Яна журналист. Со второго курса она начала работать в Останкино в студии «Публицист», но спустя несколько лет поняла, что телевидение и журналистика – это не то, чем она хотела бы заниматься. Давняя мечта Яны – стать художником-модельером, и она, будучи убежденной, что мечты должны сбываться, поступила в МГТУ имени А. Н. Косыгина, чтобы получить образование дизайнера и модельера. Это был первый шаг на пути кукольному мастерству. Окончательно найти себя помог случай. 
Яна вспоминает, как однажды попала в ЦДХ на выставку кукол ручной работы из разных стран. На одном столе Яна случайно заметила визитку о наборе учеников в школу кукольного дизайна и Яна пошла учиться «для себя», потому что было интересно. Вскоре на начинающего мастера посыпались заказы и доходило до того, что нужно было создавать по три куклы в месяц, то есть огромное количество работы необходимо было выполнить за малые сроки. В результате кукольная деятельность превратилась из творчества в рутину и в зарабатывание денег. Дело перестало приносить счастье. Яна прекратила работу и два года не занималась куклами, думала даже, что от усталости распрощалась с ними навсегда. Однако к куклам ее вернула военная тематика.



«ИСТОРИЯ ОДНОГО МИШКИ» 

В 2014 году, когда поднялась волна информационных войн и политических волнений в России и Украине, в жизни Яны произошел переломный момент. Она тяжело переживала происходящие события, изменение взаимоотношений народов двух стран. У нее возникло желание высказать свои чувства и рассказать о душевной боли. Однако не все можно передать словами. Иногда важнее показать. Яна была убеждена, что каждый должен заниматься тем, что умеет, а она умела делать кукол. Тогда и была задумана серия работ, которая напомнила бы людям о страшных событиях времен войны, о невозможности сопротивляться и о многочисленных людских потерях, - о Холокосте. 
Работа над экспозицией оказалось очень непростой. В течение полутора лет автор обдумывала, собирала материал, рисовала эскизы, ходила в музеи и на выставки, посвященные войне. Уже позже, когда работа была готова, Яна понимала, что вложила в нее даже детские воспоминания о том, как родители водили ее в концлагерь и рассказывали о войне. Когда материала было собрано достаточно, чтобы приступить к работе, не оказалось сквозной детали, связующего элемента. Ключ к экспозиции был найден случайно, благодаря одной девушке. 
- «Композиция Холокост не могла у меня сложиться никак. Я понимала, у меня есть эскизы, но нет главного, той нити, которая объединяет все. И когда первый раз я выставилась с моими военными куклами, ко мне подходит девушка Катя и говорит: «Яна, я приобрела этого мишку красного, позвольте мне вам его подарить». Я его в руки получаю и моментально понимаю, что нужно, у меня в голове сложилась готовая работа», - вспоминает Яна Соловьева.
После этого мастер полгода работала только над «Историей одного мишки». Экспозиция, которая рассказывает о событии, унесшем миллионы человеческих жизней, сложилась всего в четыре сцены. Четыре емкие и пронзительные мизансцены, которые громче любых слов говорят о Холокосте".


Сцена первая: еврейская семья, в которой недавно родился мальчик. Мать держит на руках младенца в белом чепчике, отец шьет сыну красного плюшевого мишку. И хотя на лицах у них улыбки, на заднем плане видны чемоданы и узелки, а на окне - звезда Давида и надпись «Jude».
Сцена вторая: Постаревшая мать с желтой звездой на груди прижимает сына ближе к себе, укрывая его в толпе таких же, как она – с эмблемами. Мальчик уже подрос. Он крепко держит красного мишку, сделанного руками отца. Отца с ними уже нет.
Сцена третья: Мальчика больше нет. Между колючими проволоками она, исхудавшая и изможденная, стоит в полосатой робе и прижимает к груди игрушку. Красный плюшевый мишка, сшитый любимым мужем для их новорожденного сына, - это все, что у нее осталось от той, прошлой жизни. И вообще – все, что осталось. Это теперь самое дорогое.
Сцена четвертая: Нет никого. Только груда обгоревших игрушек, на вершине которой лежит красный мишка. Он теперь ничей, в куче таких же «ничьих».

Композиция была представлена на Международном Салоне Авторских Кукол на Тишинке в 2016 г. Автор Яна Соловьева и фотограф Кристина Шаблий. 
Невероятно талантливо… и страшно до жути. Это практически мультфильм. И никакой анимации не надо. Каждый кадр - точное попадание. Тяжелая история, преподнесенная посредством кукол и фото. Когда достаточно один раз увидеть, и это врезается в память навсегда, заставляя возвращаться к увиденному вновь и вновь.
- "Знаете, подходят дети, смотрят, спрашивают родителей – о чем это? Родители обнимают детей, прижимают к себе и говорят – я тебе дома расскажу. И я уверена — расскажут, чтобы потом эти дети то же самое рассказали уже своим детям. Я кукольник, и я могу выразить свое отношение ко Второй мировой тем, что я делаю».

Яна Соловьева сделала то, что пытаются сделать десятки отделов и управлений разных министерств и ведомств, которые по долгу службы занимаются патриотическим воспитанием молодежи. Они пишут тонны методических рекомендаций, со знанием дела рассуждают о том, что и как воспринимает подрастающие поколение, проводят разнообразные семинары и совещания. 
А Яна просто взяла и наглядно показала, что даже кукольный мастер может рассказать потомкам в одной экспозиции всю историю Великой Отечественной войны. Без бюджетных вливаний и громких слов, было бы искреннее желание.

3 комментария:

  1. Спасибо большое за статью.

    ОтветитьУдалить
  2. Аня,спасибо тебе!"Патриотическое воспитание" уже так заездили,не знают,с какой стороны оседлать.А "патриотизм" и вовсе исковеркали и подменили.Не хочу даже затрагивать эту тему.То,что показала Яна, - это настоящее(в смысмле - подлинное).А то,что навязывают десятки отделов и управлений разных министерств и ведомств, - вранье,показуха и для галочки.Это очень субъективное мое восприятие.

    ОтветитьУдалить