Пост не запланированный, скорее потребность души.
Второй год занимаюсь с детьми куклами, изучаем и исторические эпохи, и народные славянские куклы без иглы и ножниц, примитивы, разрабатываем небольшие интерьерные композиции и детали для кукольных домиков. И, конечно, я обращаю внимание на информацию по мастерам кукольникам, выставкам, различным мастер классам, подписана на много групп в соцсетях. Вчера попался рассказ про одну авторскую, совершенно потрясающую, композицию.
Даже если вы не "играете в куклы" и просто не интересуетесь этим направлением творчества - прочтите. Дело даже не в самих куклах, которые выполнены искусно и тонко, дело в смысле, который автор вложила в свою работу...
ЯНА СОЛОВЬЁВА
Куклами Яна Соловьева увлекалась с детства. Как многие девочки,
она играла в куклы, лепила их из пластилина, наряжала и украшала. Яна
признается, что долго не могла перестать играть в куклы, и до 14 лет они
были ее любимыми игрушками. Но тогда в детстве девочка еще не думала о
кукольном мастерстве, и ее первая профессия далека от этого искусства.
По
первому образованию Яна журналист. Со второго курса она начала работать
в Останкино в студии «Публицист», но спустя несколько лет поняла, что
телевидение и журналистика – это не то, чем она хотела бы заниматься.
Давняя мечта Яны – стать художником-модельером, и она, будучи
убежденной, что мечты должны сбываться, поступила в МГТУ имени А. Н.
Косыгина, чтобы получить образование дизайнера и модельера. Это был
первый шаг на пути кукольному мастерству. Окончательно найти себя помог
случай.
Яна вспоминает, как однажды попала в ЦДХ на выставку кукол
ручной работы из разных стран. На одном столе Яна случайно заметила
визитку о наборе учеников в школу кукольного дизайна и Яна пошла учиться «для себя», потому что было
интересно. Вскоре на начинающего мастера посыпались заказы и доходило до
того, что нужно было создавать по три куклы в месяц, то есть огромное
количество работы необходимо было выполнить за малые сроки. В результате
кукольная деятельность превратилась из творчества в рутину и в
зарабатывание денег. Дело перестало приносить счастье. Яна прекратила
работу и два года не занималась куклами, думала даже, что от усталости
распрощалась с ними навсегда. Однако к куклам ее вернула военная
тематика.
«ИСТОРИЯ ОДНОГО МИШКИ»
В 2014 году, когда поднялась волна информационных войн и
политических волнений в России и Украине, в жизни Яны произошел
переломный момент. Она тяжело переживала происходящие события, изменение
взаимоотношений народов двух стран. У нее возникло
желание высказать свои чувства и рассказать о душевной боли. Однако не
все можно передать словами. Иногда важнее показать. Яна была убеждена,
что каждый должен заниматься тем, что умеет, а она умела делать кукол.
Тогда и была задумана серия работ, которая напомнила бы людям о страшных
событиях времен войны, о невозможности сопротивляться и о
многочисленных людских потерях, - о Холокосте.
Работа над
экспозицией оказалось очень непростой. В течение полутора лет автор обдумывала, собирала материал,
рисовала эскизы, ходила в музеи и на выставки, посвященные войне. Уже
позже, когда работа была готова, Яна понимала, что вложила в нее даже
детские воспоминания о том, как родители водили ее в концлагерь и
рассказывали о войне. Когда материала было собрано достаточно, чтобы
приступить к работе, не оказалось сквозной детали, связующего элемента.
Ключ к экспозиции был найден случайно, благодаря одной девушке.
- «Композиция
Холокост не могла у меня сложиться никак. Я понимала, у меня есть
эскизы, но нет главного, той нити, которая объединяет все. И когда
первый раз я выставилась с моими военными куклами, ко мне подходит
девушка Катя и говорит: «Яна, я приобрела этого мишку красного,
позвольте мне вам его подарить». Я его в руки получаю и моментально
понимаю, что нужно, у меня в голове сложилась готовая работа», -
вспоминает Яна Соловьева.
После этого мастер полгода работала только
над «Историей одного мишки». Экспозиция, которая рассказывает о событии,
унесшем миллионы человеческих жизней, сложилась всего в четыре сцены.
Четыре емкие и пронзительные мизансцены, которые громче любых слов
говорят о Холокосте".
Сцена первая: еврейская семья, в которой недавно родился мальчик. Мать
держит на руках младенца в белом чепчике, отец шьет сыну красного
плюшевого мишку. И хотя на лицах у них улыбки, на заднем плане видны
чемоданы и узелки, а на окне - звезда Давида и надпись «Jude».
Сцена вторая: Постаревшая мать с желтой звездой на груди прижимает сына
ближе к себе, укрывая его в толпе таких же, как она – с эмблемами.
Мальчик уже подрос. Он крепко держит красного мишку, сделанного руками
отца. Отца с ними уже нет.
Сцена третья: Мальчика больше нет. Между колючими проволоками она,
исхудавшая и изможденная, стоит в полосатой робе и прижимает к груди
игрушку. Красный плюшевый мишка, сшитый любимым мужем для их
новорожденного сына, - это все, что у нее осталось от той, прошлой
жизни. И вообще – все, что осталось. Это теперь самое дорогое.
Сцена четвертая: Нет никого. Только груда обгоревших игрушек, на вершине
которой лежит красный мишка. Он теперь ничей, в куче таких же «ничьих».
Композиция была представлена на Международном Салоне Авторских Кукол на Тишинке в 2016 г. Автор Яна Соловьева и фотограф Кристина Шаблий.
Невероятно талантливо… и страшно до жути. Это практически мультфильм. И никакой анимации не надо. Каждый кадр - точное попадание. Тяжелая история, преподнесенная посредством кукол и фото. Когда достаточно один раз увидеть, и это врезается в память навсегда, заставляя возвращаться к увиденному вновь и вновь.
- "Знаете, подходят дети, смотрят, спрашивают родителей – о чем это? Родители обнимают детей, прижимают к себе и говорят – я тебе дома расскажу. И я уверена — расскажут, чтобы потом эти дети то же самое рассказали уже своим детям. Я кукольник, и я могу выразить свое отношение ко Второй мировой тем, что я делаю».
Яна Соловьева сделала то, что пытаются сделать десятки отделов и управлений разных министерств и ведомств, которые по долгу службы занимаются патриотическим воспитанием молодежи. Они пишут тонны методических рекомендаций, со знанием дела рассуждают о том, что и как воспринимает подрастающие поколение, проводят разнообразные семинары и совещания.
А Яна просто взяла и наглядно показала, что даже кукольный мастер может рассказать потомкам в одной экспозиции всю историю Великой Отечественной войны. Без бюджетных вливаний и громких слов, было бы искреннее желание.
Спасибо большое за статью.
ОтветитьУдалитьАня,спасибо тебе!"Патриотическое воспитание" уже так заездили,не знают,с какой стороны оседлать.А "патриотизм" и вовсе исковеркали и подменили.Не хочу даже затрагивать эту тему.То,что показала Яна, - это настоящее(в смысмле - подлинное).А то,что навязывают десятки отделов и управлений разных министерств и ведомств, - вранье,показуха и для галочки.Это очень субъективное мое восприятие.
ОтветитьУдалитьАня, спасибо за пост!
ОтветитьУдалить